
«Мадейра. Русский дом и философия места»
Главное, Европа, Последние новости, туризм 29/06/2016 Комментариев к записи «Мадейра. Русский дом и философия места» нетВесна и лето — традиционный период поездок для многих жителей России. да и не только. Писатель, исследователь, преподаватель Мария Николаева, побывавшая на открытии Русского дома на Мадейре, путешествует вне зависимости от времени года, а впрочем, ее поездки сложно назвать просто путешествиями.
Уверены, вы поймете почему это так, прочтя впечатления Марии от поездки, которыми она поделилась с beinenson.news.
— Почему, собственно, Майдера, и почему Русский дом?
На острове Мадейра живет много русских, как наверное и повсюду, и 15 мая некоторые долгожители «русского зарубежья» собрались за чаем, чтобы побеседовать о жизни и просто ближе познакомиться. В ненавязчивой культурной программе были представлены книги московского издательства «Традиция», включая мой 5-томник по восточной тематике, стихи и прозу недавно ушедшего из жизни Юрия Мамлеева и др.
Концепция открытия Русского Дома предельно проста – это место для общения русских людей: неформальных встреч, культурных мероприятий и детского развития. Русские владельцы дома решили открыть его двери для своих соотечественников.
Сам остров Мадейра находится настолько далеко от материковой Европы, что после открытия его португальскими мореплавателями в 15-м веке, он кажется так и застрял где-то в средневековье, если не считать прекрасной инфраструктуры (аэропорт, дороги, тоннели и пр.) и развития туризма.
Вот почему мадерианское общество довольно патриархально, и 95% населения – убежденные католики, хотя в праздник Евхаристии мне никто толком не смог объяснить, почему у них выходной день.
Повсеместное на Западе увлечение восточными практиками коснулось Мадейры лишь рикошетом, и так сказать, слабо тлеет.
Именно в такой, «тлеющей» среде мне и довелось проводить семинар по введению в восточные методы медитации для португальцев на английском языке.
По ныне широко распространенной концепции евразийства, которая впрочем по-разному интерпретировалась российскими мыслителями, Россия выполняет функции «моста» между Востоком и Западом.
Кстати, интересно. Мое знакомство с Русским Домом началось с просмотра фильма о заброшенной архангельской деревне, в ожидании остальных гостей…
Не менее символично, что на базе Русского Дома мне довелось преподавать восточные практики западным людям. И вполне возможно, более лояльными их сделал бесплатный вход, но даже в Петербурге у меня не бывало столь благодарной и увлеченной аудитории.
Конечно, для культурного баланса я сама активно погружалась в католическое пространство – и наверное трудно найти местного жителя, который бы с таким усердием посетил все полтора десятка соборов как в Фуншале, так и в доступных окрестностях.
И вот на этом, на мой взгляд, стоит остановиться.
Таких христианских церквей я не видывала нигде в Европе.
Прежде всего по колориту внутреннего убранства – все синее и голубое разных оттенков. В главные соборы трудно попасть на протяжении дня – их открывают только на торжественные богослужения, как например центральный собой Фуншала. По старине многие храмы «восходят» своей историей к средневековью и насчитывают почти полтысячи лет.
Центральная площадь обрамляется с трех сторон ратушей, судом и собором. В церкви Богоматери в Монте находится гробница императора Карла, а на площади перед ней установлена его статуя. А перед церковью в Машико, где высадились первые португальцы, стоит памятник капитану-первооткрывателю Мадейры.
Еще с 19-го века остров Мадейра был признанной «здравницей», или говоря современным языком, одним из престижных, благодаря прекрасному климату и уникальной природе, направлений «медицинского туризма».
Так, еще находясь в Вене, я узнала о том, что свое первое путешествие австрийская императрица Елизавета совершила именно на Мадейру.
Здесь любили отдыхать многие знатные особы, особенно англичане, хотя сейчас география расширилась, и на острове действительно очень много россиян и другой русскоговорящей публики.
Погружение в природу многогранно – от морского побережья до горных походов, от смотровых площадок на утесах до исследования пещер. Да и цветущие сады в поселках фактически переходят один в другой…
Фото предоставлены Марией Николаевой